Главные достопримечательности в городе на Неве
Санкт-Петербург - один из красивейших городов не только России , но и мира.
Что посмотреть в Санкт-Петербурге? Кто-то ориентируется на достопримечательности, знакомые еще со школьного учебника, кто-то грезит о ночной экскурсии по крышам, кто-то намерен посетить все злачные места на улице Рубинштейна, побродить по местам Федора Достоевского или Иосифа Бродского, забраться на легендарный ледокол «Красин»..
Хорошо, если в вашем распоряжении хотя бы неделя. Но, если вы приехали на 3-4 дня, предстоит выбирать между сотнями великих адресов. Или отдаться на волю импровизации, бесконечно бродя по дворам-колодцам, а всерьез изучить одну из знаковых достопримечательностей. Перечислим места, которым следует уделить побольше времени, даже если его у вас не очень много.
Эрмитаж
Находится одно из известнейших в мире собраний произведений искусства на Дворцовой набережной. Некоторые полагают, что Эрмитаж и Зимний дворец — одно и то же. Это и так, и не совсем так. Музейный комплекс Эрмитажа включает в себя не только Зимний дворец, но и Запасной дом Зимнего дворца, Малый Эрмитаж, Большой/Старый Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр. Кроме того, в ведении комплекса Главный штаб, Музей Императорского фарфорового завода, реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» и Меншиковский дворец. Само же слово «эрмитаж» — французского происхождения, «ermitage» означает место уединения или затворничества, иначе говоря, напрямую отсылает к тихой медитации наедине с произведениями искусства.
Итак, Эрмитаж — это более 230 «дворцовых» квадратных километров, из которых почти 100 квадратных километров занимают 365 выставочных залов. В них размещены более трех миллионов артефактов и произведений искусства.
Напомним, первой собирательницей эрмитажных ценностей стала императрица Екатерина II, получившая в 1764 году от немецкого коммерсанта Иоганна Эрнеста Гоцковского в счет непогашенного долга 317 полотен. Среди них были работы Рембрандта ван Рейна, Питера Пауля Рубенса, Антониса ван Дейка и еще многих корифеев голландско-фламандской школы первой половины XVII века. Эти полотна и стали золотым фундаментом Эрмитажа.
Следующим шагом в формировании коллекции стала покупка в 1769 году князем Андреем Белосельским-Белозерским в Дрездене «наследства» Августа II, оно представляло собой около 600 картин, среди которых были работы Тициана и Беллотто.
Публичным, иначе говоря, доступным посетителям, Эрмитаж стал благодаря Николаю I. Революция 1917 года «обогатила» музей за счет национализации частных коллекций. В послевоенные годы фонды пополнились работами Сезанна, Ван Гога, Матисса, Пикассо.
Разумеется, даже экспозицию, размещенную в залах Зимнего дворца, невозможно осмотреть в течение дня. Разумнее заранее выбрать направления и коллекции, на которых вам хотелось бы сосредоточиться, — или даже составить список картин, которые непременно хотелось бы увидеть, к примеру, «Мадонну Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Святого Себастьяна» Тициана, «Лютниста» Караваджо, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Даму в голубом» Гейнсборо.
Казанский собор
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, расположенный на Казанской площади, был возведен архитектором Андреем Воронихиным в стиле русского классицизма в 1801-1811 годах. Если вы направляетесь в него не только любопытствующий турист, но и православный паломник, особенно значение для вас будет иметь чудотворный список Казанской иконы Божией Матери (именно об этой иконе говорится и поется в рок-опере «Юнона» и «Авось»).
Казанский собор — действующий, иначе говоря, там проходят богослужения, вместе с тем доступ в него туристам свободен (разумеется, не в алтарь и с соблюдением этикета и уважения к молящимся).
После Отечественной войны 1812 года у собора появился статус памятника русской воинской славы: в 1813 году здесь похоронили главного героя этой войны Михаила Илларионовича Кутузова, а после поместили ключи от взятых французских городов, вместе с иными трофеями.
Отметим и то, что Казанский является кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Кстати, это он дал название одноименным Казанской площади, Казанской улице, Казанскому острову и Казанскому мосту на пересечении Невского проспекта с каналом Грибоедова.
Исаакиевский собор
Собор Исаакия Далматского находится на Исаакиевской площади (к ней ведет выход из метро «Адмиралтейской»), он возведен в стиле позднего классицизма приглашенным из Франции архитектором Огюстом Монферраном, а куратором строительства поначалу (работы велись с 1818 по 1858 годы) выступил император Николай I.
Исаакиевский собор имеет статус музея, за вход взимается плата (подъем на смотровую площадку Исаакия потребует покупки отдельного билета), однако можно попасть внутрь и бесплатно, ранним утром, изучив расписание богослужений и смешавшись с верующими.
Конкурс на возведение Исаакия (четвертого по счету на этом месте) в 1809 году объявил Александр I. Среди прочего он потребовал, чтобы три освященных алтаря прежней версии собора остались на своих местах. Все участники конкурса представили работы, которые императору Александру категорически не понравились, а вот молодой Монферран в состязании не участвовал, но именно его рисунки показал императору испанский инженер Бетанкур. В итоге Монферран был назначен императорским архитектором и именно его бюст мы видим сегодня внутри собора.
Именно в интерьер Исаакия впервые был включен витраж — элемент декора католических церквей. О том, уместно ли витражное изображение
Воскресшего Спасителя, спорили Святейший синод и император.
Храм Спаса на Крови
Храм Воскресения Христова на Крови называется так потому, что возведение его началось на месте покушения и смертельного ранения 1 марта 1881 года императора Александр II (потому и «на крови») Он расположен на берегу канала Грибоедова близ Конюшенной площади.
Указ о его строительстве подписал Александр III, поручив работы, которые велись в 1883-1907 годах, архитектору Альфреду Парланду. Его творение сменило временную часовню авторства не менее известного архитектора Леонтия Бенуа.
Александр III хотел, чтобы новый храм напоминал ярославские церкви XVII столетия. Храм возводился долго, в первую очередь, по причине кропотливых мозаичных работ, занявших целое десятилетие. Освящение храма совершилось уже в царствование Николая II.
Спас на Крови плотно связан с именем мятежного Патриарха Тихона: с августа 1923 года, после перехода Казанского и Исаакиевского соборов в ведение «обновленцев» (священников, принявших Советскую власть), храм стал кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии. Долгое время он был центром иосифлянства в Ленинграде — правого течения в Русской церкви, оппозиционного изданной Митрополитом Сергием «Декларации» о безоговорочной лояльности советскому режиму. В 1930 году президиум ВЦИК постановил закрыть храм.
В годы блокады собор стал моргом, сюда свозили погибших ленинградцев.
19 августа 1997 года храм-памятник открылся для посетителей в статусе музея, а в январе 2014 года здесь был зарегистрирован действующий приход. Сегодня вход в него платный и лишь во время, когда не служится Литургия.
Петропавловская крепость
Петропавловская крепость на Заячьем острове — это начало Санкт-Петербурга. Дата ее закладки, 27 мая 1703 года, является и днем основания Санкт-Петербурга. От начала XVIII века и до 1920-х годов ХХ столетия она служила тюрьмой, сегодня же является сосредоточием интереснейших музеев, расположившихся в ее равелинах.
Петропавловская крепость — не единичное здание, которое мы привыкли видеть на открытках и магнитах. Это Петропавловский собор (усыпальница российского императорского дома Романовых), Великокняжеская усыпальница, Ботный дом, Комендантский дом, Инженерный дом, Монетный двор. Среди разместившихся в крепости музеев - Музей истории Санкт-Петербурга, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Музей космонавтики и ракетной техники.
С 1873 года с Нарышкина бастиона крепости каждый день в 12 часов дня осуществляется артиллерийский сигнальный выстрел, именно в это время здесь особенно много туристов.
Петропавловская крепость никогда не принимала участия в военных действиях, — за ней закрепилась репутация главной политической тюрьмы Российской империи. Сначала узников содержали в казематах крепостных стен, после возвели тюрьмы: Северный дом Алексеевского равелина и Секретную тюрьму Трубецкого бастиона. Одним из первых узников Трубецкого бастиона стал императора Петра, царевич Алексей. Дочь Петра, Елизавета Петровна, отправила в крепость сподвижников предшественницы, Анны Иоанновны: Бирона, Остермана, Миниха.
Впоследствии здесь содержались А. Н. Радищев (автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву»), декабристы, писатели Федор Достоевский и Максим Горький, анархист Михаил Бакунин, социалист Николай Чернышевский, члены «Народной воли». С декабря 1917 года тюрьма Трубецкого бастиона вошла в систему тюрем ВЧК, в 1919 году в крепости были расстреляны четыре Великих князя из Дома Романовых.
В конце 2009 года на территории крепости были обнаружены массовые захоронения жертв красного террора. Расстрелы здесь велись до 1924 года, когда крепость стала филиалом Государственного музея Революции.

Дворцовая площадь
Главную площадь Санкт-Петербурга образуют Зимний дворец, Здание штаба Гвардейского корпуса, Здание Главного штаба с Триумфальной аркой, Александровская колонна. Во время праздников, таких, как «Алые паруса», здесь собираются до 35 тысяч человек.
В 1721 году по инициативе Петра I была заложена основная планировочная схема Санкт-Петербурга в виде трех лучей, исходящих от Адмиралтейства. Два из них — Невский и Вознесенский проспекты, третий — современная Гороховая улица.
Со времени царствования Анны Иоанновны на Дворцовой площади проводились народные гуляния с потешными павильонами, ледяными домами, винными фонтанами и вертелами, на которых жарились туши быков.
В 1753 году архитектор Франческо Растрелли предложил придать площади «столичный» вид. Основой новой застройки Дворцовой площади стал Зимний дворец авторства отца Растрелли.
Дом Купцов Елисеевых
Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» более известне как Елисеевский магазин и располагается на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы.
В 1901-1903 годах он был возведен в стиле раннего модерна архитектором Гавриилом Барановским для магазина колониальных товаров товарищества «Братья Елисеевы». В сое время на фоне классической архитектуры Невского проспекта его витражи, скульптуры и роскошная отделка произвели фурор. Скульптуры на фасаде, отметим, вовсе не классические, это «Промышленность», «Торговля»,
«Искусство» и «Наука». Задуман был и зал для представлений на 480 мест и три ложи.
Иногда можно услышать, что петербургский Елисеевский магазин уступает московскому в размерах и пышности. Отнюдь! Богатые акценты, театрализация, оптические эффекты бьют здесь через край.
Современники, приезжающие отобедать в «Елисеевский», оставили множество воспоминаний о волнующей атмосфере его залов, калейдоскопе теней и красок.
В советское время магазин переименовали в «Гастроном № 1 «Центральный», но ленинградцы продолжали называть его Елисеевским, в том числе в блокадную зиму 1942-1943 года, когда в театральном зале шли спектакли Городского (Блокадного) театра.
Реставрация Елисеевского началась в 1987 году, в сегодняшнем виде он открылся в марте 2012 года.

Дом компании «Зингер»
Возведенный в 1904 году архитектором Павлом Сюзором Дом компании «Зингер» или Дом книги находится в самом начале Невского проспекта. До революции он являл собой штаб-квартиру компании-производителя швейных машин «Зингер». В 1919 году здание национализировали, в нем поселились редакции советских газет и журналов, а также Государственный комитет цензуры. Название «Дом книги» закрепилось у ленинградцев с 1938 года. А в конце 1990-х годов все издательства и редакции из дома съехали, здание было передано в аренду на 49 лет Петербургскому агентству недвижимости. Инженерные конструкции Дома были в это время изношены на 70%.
12 ноября 2022 года в отреставрированном Доме Зингера открылся «Дом книги» — тот, в который сегодня многочисленные туристы устремляются за книгами, сувенирами и, конечно же, за неповторимой атмосферой.
Летний сад
Парковый ансамбль, заложенный по повелению Петра I в 1704 году, занимает отдельный остров Усадицу, омываемый Невой, Фонтанкой, Мойкой и Лебяжьей канавкой.
Изначально он создавался как летняя царская резиденция. Первым строителем сада стал Иван Матвеевич Угрюмов. К 1719 году основные работы были закончены: прорыли Поперечный канал, вытекающий из Лебяжьего канала и идущий к Фонтанке, осушили болота, разбили пруды и аллеи, запустили водовзводные башни для обеспечения фонтанов.
Основной этап создания Летнего сада (1725-1750) связан с именем знаменитого архитектора Ф. Б. Растрелли. Императрица Елизавета Петровна стала человеком, позволившим впускать в Летний сад публику.
В 2004 году территория Летнего сада с Летним дворцом и Домиком Петра I вошла в состав Государственного Русского музея. Сегодня оригиналы скульптуры Летнего сада (38 статуй, 5 скульптурных групп, 48 бюстов) хранятся в Инженерном (Михайловском) замке, а туристы могут любоваться копиями. Планируя путешествие в Санкт-Петербург, следует помнить, что с середины октября по вторую половину апреля скульптуры укрываются на зимнюю консервацию.
Мариинский театр
Один из известнейших российских театров открылся 5 октября 1783 года. Сегодня его художественным руководителем и главным дирижером является Валерий Гергиев.
Театр ведет свою историю от основанного в 1783 году по приказу императрицы Екатерины Великой Большого театра. В 1859 году, после того, как сгорел расположенный напротив Большого театра Театр-цирк, построенный по проекту Альберто Кавоса в 1847-1848 годах, архитектор возвел на этом месте новое театральное здание, предназначенное для труппы Императорских театров. Театр был назван Мариинским - в честь супруги Александра II императрицы Марии Александровны. Первый театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 года - оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя».
После революции 1917 года театр был передан в ведение Комиссариата просвещения РСФСР и получил название Государственный академический театр оперы и балета, в 1935 году ему было присвоено имя убитого Первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) Сергея Кирова, и лишь в январе 1992 года театру вернули прежнее название.
